Сколько же за всю историю качественного звуковоспроизведения выработано различных подходов! Цифровой звук, аналоговый звук, ламповый, или транзисторный… Мультибитовое, или однобитовое воспроизведение…. Да много чего еще … Но часто это кажущееся многообразие оттесняет смысл того, для чего эта аппаратура и создается - создать музыкальную картину невероятной реалистичности и красоты.


Творить музыку, а не набор звуков!


И именно с такой целью мы и создаем нашу аппаратуру: передать музыку так, как это нравится нам самим и пригласить Вас разделить с нами этот незабываемый опыт!

Цифро-аналоговый преобразователь. Казалось бы, устройство известно уже чуть более 3-х десятков лет назад и с той поры их появилось немало. Так зачем создавать еще? Тем более, что актуальна уже третья модификация этого устройства. Неужели недостаточно имеющихся на рынке?

Идея его создания рождалась постепенно, в течение долгих лет работы с High End audio. В процессе эксплуатации ЦАПов самого высокого уровня, постепенно формировался и перечень требований, как звуковых, так и функциональных, которым в идеале должен соответствовать такой прибор. Моделей, полностью отвечающих всему набору этих критериев, к сожалению, на рынке не было. Сложившаяся ситуация не нова (как когда-то случалось с кабелями), поэтому идея создания более совершенного ЦАПа крепко обосновалась в нашем инженерном сознании.

Мы разработали максимально аудиофильскую конструкцию, основанную на решениях, которые отдельно встречаются в технике других производителей, но не объединены в одно устройство! Это касается не только звука, но и функционала аппаратов.

В результате длительных исследований и многократных контрольных прослушиваний в эталонном тракте отработаны конструкции и типы элементов для каждого узла. Кроме того, наш ЦАП имеет модульную конструкцию, а это – возможность производить его апгрейд под новые форматы цифрового звука в будущем. Мы бы не были столь уверенными, предлагая наш продукт, если бы правильность выбора не обосновали для себя в ходе многочисленных сессий прослушивания, в том числе сравнительных – с признанными лидерами рынка High End audio.

Конструктивно изделие состоит из двух блоков общим весом около 120 кг (!): собственно, блок ЦАПа и блок питания.

Рассмотрим их особенности отдельно

В аудиофильской среде не утихают споры о том, какой тип преобразователя лучше – однобитный, или мультибитный. Для корректного сравнения достоинств и недостатков данных решений их нужно было бы испытать в одном устройстве. В противном случае, переменных в уравнении становится слишком много.

| До недавнего времени такой возможности не было, но сегодня она появилась!

В аппарате существуют одновременно два типа преобразования: однобитное и мультибитное. Однобитное реализовано на дельта-сигма микросхеме AK4497/4499. А мультибитное - на сдвоенных цапах AD1865 в каждом канале. Это позволило полностью реализовать потенциал 32-битной разрядности на мультибитовых элементах. Причем, пользователь может выбирать между однобитовым и мультибитовым преобразованием, буквально не прерывая прослушивания. Кроме этого, возможен автоматический режим, когда в приоритете оказывается мультибитный вариант (наш выбор), а при поступлении сигнала DSD аппарат сам переключится на однобитный.

На видео наглядная демонстрация работы разделенного мультибитового преобразователя с последующим аналоговым суммированием.
| Важно: однобитные микросхемы используются отдельно для каждого из каналов, а не одна на два канала, как это зачастую делается.

К особенностям данного ЦАПа следует отнести возможность выбора из четырех коэффициентов передискретизации входного сигнала и четырех вариантов цифрового фильтра: это 17 вариантов звучания. С учетом того, что все фильтры и передискретизации могут быть полностью отключены. Причем, значения этих установок выбираются индивидуально для каждого из входов и сохраняются в памяти. Цифровой фильтр может быть также полностью отключен. Все операции с цифровым сигналом осуществляются с помощью специализированного процессора DSP SHARC 2165, осуществляющего операции с «плавающей точкой» и тактовой частотой 1 ГГЦ. Это позволяет в том числе и реализовывать фильтры с произвольной характеристикой, включая пользовательскую, которую может заказать клиент, исходя из собственных требований.

Аппарат оснащен высококачественным генератором тактовой частоты для внешних источников. Разъемы BNC для их подключения также установлены на задней панели. Значение его для воспроизведения музыки очень велико. Использование единого генератора для источника и ЦАПа позволяет поднять точность преобразования и снизить джиттер.

Предусмотрено до четырех независимых выходов генератора в формате вордклок. Причем аппарат автоматически распознает формат входного сигнала и в соответствии с ним выбирает оптимальную тактовую частоту эталонного генератора.

На задней панели сверху расположена группа входных разъемов. Их конкретную конфигурацию выбирает заказчик. Предусмотрено два входа USB и до 6 входов XLR-RCA. Причем последние могут принимать цифровой сигнал, как по одному кабелю (формат SPDIF), так и по паре кабелей (формат SDIF). В последнем случае на аппарат передаются сигналы правого и левого канала раздельно, что обеспечивает вдвое большую пропускную способность канала передачи.

Из известных аудиофильских компаний такое решение применяют DCS, WEISS, AURENDER. Профессиональная техника оснащается таким протоколом очень широко. Всего может быть реализовано до трех входов SDIF и до шести SPDIF.

Все аналоговые цепи на выходе микросхем преобразователя выполнены на дискретных элементах и работают в глубоком классе «А» в однотактном включении.

Достаточно сказать, что выходной буфер имеет ток покоя около 300 мА и выходное сопротивление в несколько Ом, при отсутствии обратной связи. По сути это небольшой усилитель мощности! Полоса пропускания выходного каскада – от 0 Гц до 50 МГц! При этом он продемонстрировал стабильность в работе с самыми «сложными» кабелями.

Все конденсаторы в цепях питания — аудиофильских серий и электролитические зашунтированы качественными пленочными. Резисторы в аналоговых цепях также специализированные.

При изготовлении устройства повышенное внимание уделено конструкции печатных плат. Ведь дорожка платы — это такая же линия передачи сигнала, как и межблочные кабели, к примеру, и рассматривать их нужно, как полноценный пассивный элемент схемы, не менее важный, чем резисторы и конденсаторы.

| В результате путем многочисленных А-Б тестирований, было принято решение выполнять все платы устройства дорожками по 75 мкм толщиной с дублированием в 10(!) слоев.

Излишне напоминать, что обычно платы имеют 1-2 слоя по 25 мкм. Естественно, платы получаются очень толстыми и пайка — затрудненной и нетехнологичной. Но звуковой результат того стоит. Так же, сохраняется возможность заказать значительно более бюджетную версию аппарата с платами стандартной конструкции.

Десятислойная плата в разрезе

Столь же тщательно специалисты нашей компании подошли к выбору припоя для монтажа. Также, как и при выборе конституции платы, был выбран припой предпочтительный с точки зрения звукового результата. Им оказался бессвинцовый тугоплавкий припой без флюса. Паять им непросто, но звуковой результат для нас — главное!

Вся внешняя коммутация устройства выполнена на разъемах компании Furutech (Япония), а силовые соединения между блоком питания и ЦАПом — на российских серебрёных многоконтактных разъемах «военной» серии.

Все основные функции аппарата управляются с помощью многофункционального пульта ДУ, выполненного в цельнофрезерованном алюминиевом корпусе. Он общий для ЦАПа и оригинального усилителя, выпуск которого планируется в будущем.

По желанию заказчика в данный ЦАП может быть встроен блок регулировки громкости на дискретных резисторах. Причем это может быть сделано и после приобретения устройства пользователем.

Отдельного упоминания заслуживает и устройство корпусов. При создании техники эталонного класса значение качества изготовления корпусов очень велико, поскольку корпус выполняет много функций. На первое место среди них выходят функции защиты от вибраций и электромагнитного экранирования внутренних блоков устройства.

Корпуса, как блока питания, так и самого ЦАПа выполнены по комбинированной технологии. Внутренний корпус, на котором расположены все элементы устройства, выполнен из стали, а внешний – из алюминиевых листов 16 мм. Такая комбинация магнитных и немагнитных материалов позволяет достичь максимальной степени экранирования изделия, как от внешних помех, так и рядом расположенных компонентов от помех со стороны ЦАПа. Нужно отметить, что внутри корпуса аналоговая часть дополнительно экранирована от цифровой.

Кроме того, жесткий «глухой» корпус в сочетании со специально разработанными виброопорами, позволяет надежно защитить устройства от внешних вибраций.

Блок питания соединяется тремя кабелями питания с основным блоком. В конструкции кабелей уделено особое внимание их экранированию и виброзащите – это полноценный компонент системы.

В целом, питанию в данном устройстве уделено особое значение, ведь выходной сигнал, в конечном счете, представляет собой «промодулированный источник питания»!

В результате родилась конструкция, где каждый узел ЦАПа запитан от собственного трансформатора с последующей двойной стабилизацией.

Решение, которое кажется избыточным с чисто инженерной точки зрения, тем не менее обеспечивает ощутимую прибавку в субъективном качестве звука. Кроме того, все трансформаторы (а их всего восемнадцать) рассчитаны, исходя из магнитного потока в 0,6 Тесла (обычно этот параметр выбирается в районе 2Тесла) – это позволяет использовать сердечник в облегченном режиме, что, в свою очередь, кардинально уменьшает уровень излучений трансформатора и чувствительность его к постоянному напряжению в сети, хотя и ведет к увеличению его массы и габаритов. Все трансформаторы тщательно экранированы!

| И как «вишенка на торте» - входов электропитания на блоке два: для цифровой и аналоговой части, что позволяет проводить подключение от разных источников/фильтров и добиться максимальной взаимной изоляции.
Остальные статьи и видеоматериалы о нашем продукте можно посмотреть тут.